coronavirusПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРОНАВИРУСУ COVID-19

C 23 марта до даты особого распоряжения образовательный процесс для студентов КГБ ПОУ "УАПК" переводится на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий в соответствии с расписанием занятий (для всех форм обучения).

Выполнение всех учебных заданий обязательно.

По всем контрольно-организационным вопросам обращаться к классным руководителям, студентам заочной формы обучения - на заочное отделение (тел. 8 4234 32-80-64).

Подробнее


 

Предполагаю, что многие молодые люди могли слышать в свой адрес: «А, это у него/нее юношеский максимализм!». Или, возможно, вам самим приходилось оправдывать собственное поведение этими же словами. Взрослые могут произносить это снисходительно, порой с осуждением, иногда - с сочувствием.

Давайте разберемся, что же такое юношеский максимализм. Для этого я отвечу на основные вопросы, которые чаще всего задают сами молодые люди, а также их родители и педагоги.

  1. Что такое юношеский максимализм?
    • Это возрастное явление, которое определяет становление личности в подростковом и юношеском периодах жизни человека.
    • Это выраженная особенность психики подросткового и юношеского возраста в крайней категоричности, прямолинейности, недостаточной гибкости в суждениях, преувеличенности в выводах, взглядах, недостаточной   способности к компромиссам, поспешности в выводах, полярности в суждениях и мнениях, излишней эмоциональности в мышлении.
    • Ответная реакция психики взрослеющего ребенка на столкновение с реальностью.
    • Механизм формирования индивидуальности взрослеющей личности.
    Если обобщить все определения, то можно понять, что:
    • проявления максимализма естественны для многих взрослеющих людей;
    • они возникают в момент, когда вы уже выросли из детства, но, пока, не стали взрослыми (имеете представление о взрослости, пытаетесь вести себя как взрослые, но, быть взрослыми еще предстоит научиться);
    • максимализм сопровождается проявлением определенных поведенческих реакций;
    • максимализм является механизмом формирования индивидуальности в период юности.
  2. Почему он проявляется?
    Потребность быть взрослыми ярко выражена, а механизмы поведения взрослого человека еще не сформированы. По сути, не хватает знания и опыта для того, чтобы выносить зрелые суждения. При этом ярко выраженно желание обрести свободу и независимость. Стремление быть самостоятельным и независимым от родительского попечения, семейных традиций, законов, норм и нравов общества.
  3. В чем проявляется юношеский максимализм?
    • Чрезмерная требовательность к другим людям, особенно к ближайшему окружению
    • Придирчивость к поступкам других людей
    • Избыточно строгие безапелляционные суждения
    • Критичное осуждение поведения и манер других людей, которые отличаются от собственных представлений
    • Нетерпимое отношение к слабостям других людей
    • Повелительность, царственность в интонации речи
    • Неприемлемость и неприязнь других точек зрения и взглядов
    • Доведение избранных идеалов до максимума
    • Навязчивое стремление делать все самым лучшим образом
    • Идеализация жизни (те самые розовые очки)
    • Оптимизм за гранью разумного
    • Непонимание реального положения вещей
    • Неуступчивость и несговорчивость
    • Нежелание понимать других людей неспособность признать уникальность других людей
    • Жестокость по отношению к более слабым людям
    • Впечатлительность
    • Обидчивость
    • Вера в собственную уникальность и неповторимость…
    В основе всех эти проявлений лежит то, что в юношеской шкале ценностей только две крайние точки зрения – либо черное, либо белое. Нет полутонов, нет середины. Отсюда возникает непонимание окружающей действительности. Хочется иметь все и сразу, действовать по принципу «все или нечего». В целом создается впечатление, что весь мир существует в крайностях.
  4. Когда начинается и когда заканчивается юношеский максимализм?
    Нет четких границ начала и конца проявления юношеского максимализма. Причина этому – индивидуальный темп созревания (биологического и психологического), особенности личностного развития и условий, в которых проходит процесс взросления.
    Поэтому, проявления максимализма могут начаться в 13 – 14 лет (тогда говорят о подростковом максимализме), в 16 лет, 18 лет и, даже позже.
    В норме максимализм должен пройти с возрастом. Изживание максимализма стимулируют жизненные и личностные изменения: развивается система ценностей, приобретается самостоятельность мыслей и суждений, формируется рациональное отношение к жизни, появляются стойкие личностные привязанности, начинают реально оцениваться жизненные перспективы…
    Однако случается и так, что не удается переступить черту максимализма, и он перерастает в тупое упрямство, глобальное неуважение личности другого человека, гипертрофированный эгоизм. В этом случае речь уже идет не о проявлении юношеского максимализма, а о сформированном характере личности…. юношеская привилегия становиться патологией взрослой жизни.
  5. Юношеский максимализм это хорошо или плохо?
    Я переформулирую этот вопрос иначе: каковы последствия юношеского максимализма и чему стоит учиться максималисту?
    Последствия
    • Нарушаются семейные отношения
      Часто первыми, кто страдает от проявлений юношеского максимализма, являются родители. Отношения в семье могут разлаживаться, теряется теснота и трепетность семейных отношений, может даже наблюдаться разрыв отношений с родителями. Молодые люди считают, что родители относятся к ним несправедливо, слишком много требуют, чрезмерно опекают и воспитывают. В сторону родителей сыплются упреки, потребности близких игнорируются.
    • Возникают сложности в формировании крепких дружеских отношений
      Требовательность по отношению к себе и друзьям зашкаливает, а умение понимать и чувствовать другого недостаточно развиты. Нетерпимость к слабостям других людей, болезненное реагирование на малейшие замечания, беспочвенная критика даже малейших оплошностей других людей не добавляют гармоничности в отношениях со сверстниками. Отстаивание собственной уникальности среди себе подобных может проходить болезненно.
    • Порой, становиться трудно радоваться жизненным событиям, ситуациям, общению с другими людьми.
      Если мир воспринимать только в крайних категориях: хорошо – плохо, достойно – недостойно, люблю – ненавижу и т.д. можно застрять на одном из крайних полюсов и не заметить всех оттенков, нюансов, возможностей…
    • Отклоняющиеся формы поведения
      04Дисморфофобия – чрезмерная обеспокоенность особенностями своего физического облика, носящая навязчивый характер.  Проявляется в повышенном внимании к своим внешним данным и мнению окружающих о них.
      Примыкание к различным асоциальным группам к сектам, молодежным субкультурам, принятие их мировоззрения без всякой критики.
      Приобщение к курению, алкоголю, наркотикам.

Формируя и отстаивая собственную уникальность, стоит учиться:

  • Принимать точку зрения других людей;
  • Позволять другим людям проявлять себя;
  • Принимать свободу других людей.

05Важно помнить о том, что именно другие люди и отношения с ними стимулируют наш собственный личностный рост. Мы отражаемся в других людях как в зеркале. Так уж устроена психика человека, что понимать себя, изначально, мы учимся через других людей.

Ученые считают юношеский максимализм механизмом, который помогает двигаться вперед. Он основывается на желании молодого человека быть уникальным, выделяться из толпы, стать выше общества, добиться всего, чего можно и нельзя.

Именно благодаря юношескому максимализму человек имеет цель в жизни. Пускай заоблачную и недостижимую, но всё же цель, к которой он будет стремиться. Быть может, далеко не все планы осуществятся, но даже та малая часть из них, что окажутся вполне выполнимыми, могут послужить человеку отличную службу в его дальнейшей жизни.

Со стороны может показаться, да и сам молодой человек может так считать, что юношеский максимализм это вызов обществу или отдельным людям. На самом деле, это вызов самому себе, своим возможностям, желаниям, стремлениям. Двигаясь вперед и совершая ошибки, главное – найти баланс между желанием отстоять собственную индивидуальность и реальностью окружающего мира. Верить в себя, проявлять себя и одновременно принимать жизнь во все ее проявлениях.

Пользуйтесь привилегией своего возраста и взрослейте с умом!

Педагог – психолог колледжа
Базалей И. С.