Уссурийский агропромышленный колледж одно из старейших учебных заведений Приморского края.
Предшественницей колледжа была сельскохозяйственная школа, которая была учреждена в г. Никольск-Уссурийском по Высочайше утвержденному одобренному Государственным Советом и Государственной Думой закону от 23 декабря 1911 г.
Постановлением Приморской областной земской управы от 5 августа 1920 г. сельскохозяйственная школа была преобразована в среднее сельскохозяйственное училище. 28 сентября 1923 г. сельскохозяйственное училище получает статус техникума, а с 1 января 2014 года техникум реорганизован в колледж.
В силу различных причин колледж неоднократно менял место своего расположения. Так в октябре 1924 года он переводится в Свято-Троицкий мужской монастырь, в 1935 г. – в с. Дмитриевку Черниговского района, в 1936 г. – в г. Уссурийск (тогда г. Ворошилов), с 1938 по 1945 годы – вновь в Дмитриевку. И только с 1945 года колледж окончательно обосновывается в г. Уссурийске, размещаясь в здании горисполкома (старый ГУМ), а затем в здании фельдшерской школы.
Особый период истории колледжа – годы Великой Отечественной войны. В трудные военные годы колледж внес посильный вклад в дело Победы над Германией и Японией: участвовали в сборе средств на строительство бронепоезда и танковой колонны «Приморский комсомолец», эскадрильи «Советское Приморье»; шили и вязали теплую одежду для бойцов и эвакуированных, писали письма на фронт; изготовили телеги и с 20 лошадьми отправили на передовую. Это было тяжелое время не только для всей страны, но и для молодого учебного заведения.
В 1961 году гостеприимно распахнул свои двери новый учебный корпус на 600 мест по ул. Октябрьская, 61.
1982 год - вступает в строй учебный корпус на 960 мест по ул. Советская, 33.
1 января 2014 года в состав колледжа вошли три филиала: Октябрьский, Ханкайский и Михайловский.
В настоящее время Уссурийский агропромышленный колледж представляет собой целый студенческий городок в центре г. Уссурийска, состоящий из трех учебных корпусов, учебных мастерских, студенческих общежитий, молодежного центра «Молодость», учебной ветеринарной клиники.
Этапы большого пути
Глава 1. Историческая
Тищенко И.В. – руководитель музея истории Уссурийского агропромышленного колледжа, преподаватель социально-экономических дисциплин
«От всей души желаю, чтобы будущая школа явилась разумным и
энергичным рассадником столь необходимого нашему дорогому краю
сельскохозяйственного образования, чтобы ея ученики своей
неустанной работой отвоевали край русскому труду русскому хлебу».
Военный Генерал – губернатор Приморской области М. Манакин
23 декабря 2011 года КГБ ПОУ «Уссурийский агропромышленный колледж» отметил свой золотой юбилей – 100 лет со дня образования.
Последний Российский император Николай II на подлиннике закона №36297 «Об отпуске средств на учреждение низшей сельскохозяйственной школы в Никольс-Уссурийском», собственноручно написал: «Быть по сему».
Было решено придать Школе особый характер и значение культурного сельскохозяйственного центра, путем устройства при ней опытного поля, склада сельскохозяйственных орудий и машин, курсов для взрослого населения
В 1913 г. Школа приняла своих первых 10 учеников.
В 1920 г. Школа преобразована в сельскохозяйственное училище.
В 1923 г. получает статус техникума, в 1972 г. статус совхоза-техникума.
В 2001 г. меняется название учебного заведения на ФГОУ СПО Уссурийский аграрный техникум.
В 2012 г. меняется название учебного заведения на КГБОУ СПО "Уссурийский аграрный техникум".
1 января 2014 г. техникум реорганизован в КГБ ПОУ «Уссурийский агропромышленный колледж».
Более 30 тысяч воспитанников колледжа, трудились и трудятся на всей территории Дальневосточного Федерального округа и далеко за его пределами. Возглавляли колхозы и совхозы: А.И. Крамарев – Герой Социалистического труда; Н.А. Ковтун – кавалер медали за трудовую доблесть и бронзовой медали ВДНХ. В различных областях народного хозяйства: В.М. Бритвич – заместитель генерального директора ОАО «Дальстроймеханизации»; В.Н. Лиздунова – главный бухгалтер Управления сельского хозяйства города Уссурийска, А.Ф. Легецкий – главный специалист по растениеводству Кировского района, ветеринарные врачи - Л. Анашкина, П. Субботин, Павел Кононов – специалист отдела транспорта и связи администрации г. Владивостока, Сафонова Александра региональный представитель по Дальнему Востоку и Восточной Сибири организации - ЗАО ВЕЛЮКС РОССИЯ – мирового лидера в производстве мансардных окон и комплектующим и многие, многие другие.
А такие наши выпускники как:
- Б.А. Неунылов – академик ВАСХНИА, Герой социалистического труда,
- А.Г. Черебяк знатный хлебороб, в числе первых в крае получивший звание Героя социалистического труда, награжденный тремя орденами Ленина и двумя орденами Трудового Красного знамени,
- А.А. Моисеенко – доктор сельскохозяйственных наук, НИНСХ Приморского края,
- Главы районов Кировского - В.А. Андрейченко и Чугуевского - В.Н. Коваленко,
С.П. Рудица – глава Уссурийского городского округа - лучшая аттестация нашего учебного заведения и его возможностей для профессионального роста студентов и их гражданского становления
Подготовка специалистов всегда велась с учетом потребностей сельского хозяйство Дальневосточного региона. Обучали, в разные годы, более чем по 34 специальностям. Эта традиция сохранена и приумножена.
Сегодня на 4-х отделениях – агроветеринарном, механическом, бухгалтерском и заочного обучения ведется подготовка по 12 специальностям: Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям); Коммерция (по отраслям); Страховое дело (по отраслям); Земельно-имущественные отношения; Механизация сельского хозяйства; Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; Агрономия; Ветеринария; Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий; Технология общественного питания; Организация обслуживания в общественном питании; Реклама, дополнительно в стенах колледжа студенты могут получить удостоверения по 46 рабочим профессиям.
Сегодня колледж имеет: 78 оборудованных, специализированных кабинетов и лабораторий, 7 учебных компьютерных классов, два спортивных зала, тренажерные залы – спортивный и автомобильный (для отработки первичных навыков управления автотранспорта), библиотеку, два читальных зала, электронный читальный зал, учебные мастерские, лаборатории по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта, кузнечного дела, сварочного оборудования, автодром, ветеринарную клинику, учебный лабораторно - практический комплекс, площадь которого 3300 гектаров
Сегодня - Уссурийский агропромышленный колледж – учебное заведение, открытое для инноваций, лучших образовательных и управленческих технологий, расширения международных связей.
Заключено соглашение о сотрудничестве с Ляониньским сельскохозяйственным техникумом (КНР), в качестве факультатива введено преподавание дисциплины «Китаеведение».
В колледже созданы все условия для подготовки современных специалистов, для научно-исследовательской деятельности, развитию творческих способностей, занятий спортом.
В молодежном центре «Молодость» созданы студия современного и русского народного танца, студия вокала и театр миниатюр. Студенты принимали участие во всероссийском конкурсе «Права человека в современном мире» в рамках проекта ООН «Содействие образованию в области прав человека».
Высоких результатов достигли наши спортсмены – футболисты, баскетболисты, легкоатлеты, волейболисты.
Коллектив его преподавателей, постоянно находятся в творческом поиске, осваивая новейшие педагогические, информационные технологии и создавая свои авторские пособия, учебники, методики, технологии, проводя разнообразные научные исследования
Колледж сотрудничает с Приморской государственной сельскохозяйственной академией и Дальневосточной государственной академией экономики и управления, что дает возможность получить выпускникам колледжа высшее образование в сокращенные сроки. Ежегодно в вузы поступают до 35% выпускников на различные формы обучения
Надежной гарантией в подготовке специалистов выступает профессиональное мастерство и высокая квалификация преподавателей, требовательность и горячее желание передавать знания и опыт своим студентам. Со студентами работают настоящие специалисты своего дела - 56% преподавателей имеют высшую категорию; в составе педагогического коллектива: кандидат сельскохозяйственных наук, аспирант, заслуженный рационализатор РФ; 11 почетных работников СПО, 7 орденами и медалями 32 человека награждены грамотами различных министерств и ведомств.
Главное богатство Уссурийского агропромышленного колледжа – люди. Те, кто своим самоотверженным трудом все эти годы вносил весомый вклад в развитие учебного заведения, кто снискал уважение коллег и студентов широтой своей души, профессиональными знаниями, педагогическим мастерством. Многие годы своей жизни посвятили образованию молодежи заместитель директора по учебной работе Вера Александровна Коваленко, заведующий механическим отделением Анатолий Николаевич Колвач, мастера производственного обучения Виктор Степанович Салиенко, Борис Фёдорович Клиндух, преподаватели Давид Владимирович Мошкович, Валерий Иванович Енкудинов, Валентина Трофимовна Семенова, Римма Германовна Шевченко, Виктор Константинович Астафуров, Зоя Константиновна Сумина, Татьяна Михайловна Матченко, Валентина Дмитриевна Лисенко, Татьяна Михайловна Лепёха, Ольга Ивановна Вовикова, заведующая заочным отделением Галина Арсентьевна Рочина, библиотекарь Ирина Фёдоровна Ткаченко, водитель Романов Виктор Иванович.
С 1998 года возглавляет большой коллектив Н.С. Литвинова.
За заслуги в подготовке специалистов Надежде Сергеевне присвоено звание «Заслуженный учитель РФ», она награждена знаком «Почетный работник среднего профессионального образования России», «За активное участие в работе ДУМЫ» (г. Уссурийск), «Директор года - 2008», «Директор года 2011»,памятным знаком «70лет Приморскому краю», орденом «За вклад в просвещение» в 2007 году, «Почетной грамотой Департамента кадровой политики и образования Министерства сельского хозяйства РФ», многочисленными грамотами и благодарностями различных министерств и ведомств.
Надежда Сергеевна — энергичный, инициативный руководитель. Избиралась заместителем председателя ассоциации «Агрообразования Минсельхоза России» по ДВ федеральному округу, депутатом по 24 избирательному округу Думы Уссурийского городского округа Приморского края и председателем думской комиссии по социальной политике и защите прав граждан
Стала победителем во Всероссийских конкурсах: «Лидер среднего профессионального образования — 2003» в номинации «Директор — лидер в создании практико-ориентированной системы подготовки специалистов»; «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшая программа патриотического воспитания детей и молодёжи» в 2010 году
Немного можно встретить людей, которые добиваются в жизни гармоничного сочетания профессионального успеха и человеческого счастья. Директор Уссурийского агропромышленного колледжа Надежда Сергеевна Литвинова — одна из таких людей.
Она решительна и требовательна к себе и окружающим, постоянно стремится внедрять прогрессивные технологии образовательного и производственного процессов. Благодаря таланту и активности директора колледж выжил и успешно развивается.
В старину на Руси говорили «Доброе дело само себя хвалит». Немало накопилось таких дел на счету КГБ ПОУ «Уссурийский агропромышленный колледж» за более чем столетнюю историю.
1981 г. УСХТ занесен на Всесоюзную доску почета ВДНХ СССР в г. Москве
1985 г. УСХТ занесен на доску Почета ордена Ленина Приморского края
2000 – 2009 гг. первые места в смотре-конкурсе г. Уссурийска «Любимый город» в номинации «Лучшее учебное заведение по санитарии, благоустройству и озеленению».
2002 г. Победа в краевой выставке-конкурсе воспитательных систем СПО по формированию здоровье сберегающего пространства.
2003 г. победитель всероссийского конкурса «Лидер СПО России». Н.С. Литвинова – в номинации «Директор-лидер в создании практико-ориентированные системы подготовки специалистов»
2004 г. Победа в региональном этапе федерального смотра-конкурса ССХЗ Министерства РФ на лучшую организацию практического обучения специальности «Ветеринария».
2005 г. победитель Всероссийского этапа конкурса «Библиотека аграрного ССУЗа – 2005» в номинации «Информационно-библиографическая работа»
2006 г. Участие в рейтинге ССУЗов России из 100 ССУЗов – 11место.
2008 г. Лауреат конкурса в номинации «100 лучших ССУЗов России» проходившего в г. Санкт-Петербурге с вручением Золотой медали «Европейское качество» и почетного знака «Директор 2008 года» - Н.С. Литвиновой
2006 - 2011 гг. Лауреат всероссийского молодежного форума по проблема культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «ЮНЭКО»
2008 г. получен сертификат системы менеджмента качества от «Приморского центра сертификации», подтверждающий соответствие уровня преподавания международным стандартам.
2009 г. Почетная грамота Совета директоров ССУЗ Приморского края
2010 - 2011 гг. первые места в краевом студенческом конкурсе информационных технологий.
2010 г. первое место в телекоммуникационном проекте УГПИ «Дальний Восток в годы ВОВ 1941-1945гг»
2010 г. победитель всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» Литвинова Н.С. в номинации «Лучшая программа патриотического воспитания детей и молодёжи»
2011 г. первое место студенческого ансамбля современного танца «Воскресенье» на VI международном фестивале-конкурсе «Русские сезоны – хрустальная пирамида» Франция-Париж.
2011 г. диплом III степени за активное участие в X Всероссийской научно-практической конференции «Современное мукомольное, хлебопекарное, макаронное и кондитерское производство. Перспективы развития»
2008 и 2011 гг. Лауреат конкурса в номинации «100 лучших ССУЗов России» проходившего в г. Санкт-Петербурге с вручением Золотой медали «Европейское качество» и почетного знака «Директор 2008 года» «Директор 2011 года» - Н.С. Литвиновой
Не перечислить всех достижений и наград, но бесспорно, что главная награда – признание людей, ведь сегодня в колледж поступают целыми семьями, учатся внуки и даже правнуки наших бывших выпускников
XXI век глубоких перемен. Особенности развития российской экономики ставит перед образованием нелегкую задачу – подготовку высокообразованных специалистов, воспитание человека – гражданина, гражданина – патриота, способного решать любые задачи в условиях постоянного выбора.
Именно эту ответственную и почетную миссию продолжает выполнять КГБ ПОУ «Уссурийский агропромышленный колледж».
Глава 2. Лирическая
Литвинова Н.С. – директор КГБ ПОУ «Уссурийский агропромышленный колледж», заслуженный учитель РФ, почетный работник СПО РФ
И чтобы засиял бриллиант,
Огранку надо дать кристаллу.
Всю свою сознательную жизнь я посвятила сельскому хозяйству, а в 1986 году, так уж случилось, пришла работать в совхоз-техникум «Уссурийский» (ныне он «Уссурийский агропромышленный колледж») в качестве преподавателя, чтобы посвящать студентов в тонкости технологий отрасли животноводства. Была заведующей зооветеринарного отделения, а с 1998 года стала директором этой «кузницы кадров» для села. И я задала себе вопрос: какова роль колледжа в жизни крестьянства, какую «нишу» он заполняет?
Мы должны открывать своим студентам истину, что деревенская жизнь, труд на земле, духовные устои крестьянства, уважение к природе – величайшая ценность человечества, основа его существования. Сельская культура – в широком смысле – не ущербный сколок «полноценной» городской жизни, а равновеликое выражение особого мира, иного уклада. Говоря проще – среднее учебное заведение формирует в крестьянстве «средний класс».
Когда мне доверили руководство колледжем, я поняла, что мне вручены судьбы наших студентов, этих замечательных девчонок и мальчишек в возрасте от 15 лет и чуть старше, их у нас 1700 человек, 78% из них – это выпускники сельских школ. Каждый из них пришел сюда для того, чтобы найти себя, найти свое призвание и не только брать у земли, но и украшать ее. Им внедрять перспективные технологии в растениеводстве, животноводстве, переоснащать машинно-тракторный парк, выводить новые сорта, породы животных. Труд на земле нелегок, а подготовить хорошего специалиста – это сложный и многогранный процесс. Я своего студента вижу неограненным кристаллом. А как сделать так, чтобы после огранки и шлифовки этот кристалл превратился в бриллиант? При помощи каких ресурсов может быть достигнута эта цель? И тогда родилась программа, основой которой явились: 10 направлений и 5 принципов работы, позволяющие мне добиваться поставленной цели.
Управлять учебно-образовательным процессом – это искусство. А путь к успеху лежит в управлении, которое обусловлено:
- принципом единства (координация, интеграция);
- принципом участия (каждый сотрудник становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции, т.е. процесс планирования привлекает к себе всех, кого он непосредственно затрагивает (учебно-методический центр);
- принципом непрерывности (содержание которого заключается в том, что все осуществляется постоянно в рамках установленного цикла; разработанные планы приходят на смену друг другу);
- принципом гибкости (который заключается в придании планов и процессов планирования, способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств);
- принципом точности (планы конкретизированы и детализированы, в какой степени позволяют внешние и внутренние условия деятельности).
При этом ключевыми компетенциями выпускника являются:
- Развитые интеллектуальные способности, позволяющие эффективно находить информацию для решения профессиональных задач с учетом социально-экономических факторов;
- сформированная культура мышления;
- умение действовать рационально, использовать компьютерную технику, владеть современными технологиями и отвечать за результаты труда;
- владение навыками сотрудничества и коммуникативными умениями управления коллективом;
- принятие этических, правовых норм, регулирующих отношение к человеку, обществу, природе в соответствии с гражданско-патриотическими ценностями личности, кооперативной идеологией;
- поддержание здорового образа жизни;
- предпринимательская и социальная направленность мышления.
У нас прекрасная учебная база. Не только макеты, диаграммы, книги, учебно-производственные мастерские, лаборатория по изучению сельхозтехники, лаборатория сварочного оборудования, кузнечного дела, лаборатория технического обслуживания автомобилей. Специальные стенды, тракторы, двигатели – и в сборе, и в разрезе. Все механические внутренности – на виду… Ветеринарная клиника с операционной, лабораторией по исследованию крови, лаборатория по анатомии… В колледже учат не в приглядку, а так, чтобы студент мог руками все потрогать, умел разобрать, починить, собрать, вылечить.
Учебно-производственное хозяйство колледжа с земельной площадью 3300 га, с поголовьем крупного рогатого скота более 300 голов. Все это позволяет расширить диапазон знаний студентов. Ведь они у нас пашут землю, проводят сев зерновых, принимают активное участие в заготовке кормов и уборочных работах, лечат животных, ухаживают за ними, разбираются в вопросах планирования, финансирования, страхования, управления и природопользования.
Считаю нашей гордостью компьютерный центр. Главной задачей компьютерного центра является приобщение студентов, преподавателей к использованию современных информационных технологий в своей деятельности. В колледже имеется более 150 ЭВМ, которые подключены в локальную сеть, оснащены сканерами и принтерами. Есть Интернет, аудио, видеотехника, мультимедийный проектор, работает электронный зал библиотеки. Наличие компьютерной сети в колледже позволяет поддерживать достаточный уровень информационно-правовой компетентности всех административных подразделений.
В настоящее время на базе методического кабинета создан информационно-методический центр, объединяющий в себе службы методического, информационного и технического обеспечения учебного процесса. Это позволяет апробировать систему методического руководства педагогическим коллективом и создать условия, которые обеспечивают разностороннее развитие личности каждого члена педагогического коллектива, мотивацию его на эффективную и творческую, индивидуальную и коллективную деятельность, что, безусловно, положительно влияет на качество образования. А качественное образование – это определяющий фактор конкурентоспособного выпускника.
Ко всем 12 специальностям студентам предлагается 28 рабочих профессий, обычно при выпуске наши студенты имеют по 3-4 рабочих профессии к основному диплому. Ежегодно более 360 молодых сельчан, мало что умеющих при поступлении в колледж, разъезжаются по своим селам и весям не просто с дипломами в карманах, а с основательными знаниями. И большинство из них займут не какие-то руководящие должности, а станут трудиться на рабочих местах. Сегодня деревне требуются не «вообще крестьяне», а знатоки, мастера. А еще мы открыли два филиала на базе училищ начально-профессионального образования и готовим там специалистов по сокращенной программе. Освоена форма обучения – экстернат, дистанционная форма обучения находится в стадии организационной работы.
Наши студенты уже не дети, но еще и не взрослые. С одной стороны, это возраст потерь детского «Я», беззаботности, с другой стороны, это поиск веры в себя и в других. В этом возрасте ребенок очень раним, именно поэтому ему так важна поддержка взрослых. Создали психологическую службу, педагог-психолог ведет свою работу. Стараемся помочь им найти свое «Я» в творчестве (кружки, спортивные секции, опытническая и исследовательская работа, танцевальный ансамбль «Воскресение», студенческий театр миниатюр, поисковая работа при музее колледжа), ведь они у нас талантливые, умеют и петь, и танцевать и стихи читать. Ты знаешь, мы окружили их родительской любовью и вниманием, создавая уют в общежитии, где проводим тематические дискотеки, конкурсы веселых и находчивых. Мы развиваем их таланты, устраиваем выставки поделок, о чем говорят грамоты и дипломы конкурсов. Радуют и успехи студентов в спорте. К их услугам: два больших спортивных зала, современные тренажеры, беговая дорожка - все это направлено для воспитания здорового образа жизни, и у нас нет правонарушений.
А. Чаянов сказал о крестьянском, сельском труде: «В нем человек противопоставлен природе, в нем труд приходит в творческое соприкосновение со всеми силами космоса и создает новую форму бытия. Каждый работник – это творец, каждое проявление его индивидуальности – это искусство труда».
В самые разные исторические времена внимание общества привлекали не только повышение эффективности сельскохозяйственного производства, его технологической культуры, но и духовный и образовательный уровень самого крестьянства. Одно с другим неразрывно связано – это аксиома.
Нашим студентам знакомо слово «милосердие» не понаслышке: ребята заботятся о ветеранах, живущих в Доме престарелых, дружат с подшефной погранзаставой, приобщаются к духовности, помогая женскому монастырю в период сева и уборки урожая.
Колледж – это как бы станция переливания крови, не дающая явно больному селу застыть, застояться. Всей постановкой учебного процесса, организацией труда в поле и на ферме нашим студентам внушается самое существенное: у старой деревни нет перспектив, она нуждается в коренной перестройке, а для этого требуется знание и воля.
Наверное, именно таким подходом и объясняется то, что во всем Дальневосточном округе самые способные и действительно работящие земледельцы – это воспитанники Уссурийского агропромышленного колледжа.
Сегодня Уссурийский агропромышленный колледж, как можно понять из вышесказанного, - накрепко вросшее в сельскую жизнь, необходимое ей учебное заведение. И можно лишь порадоваться тому, что невзгоды последних лет не привели к ее деградации, вымиранию. Я имею в виду не только сохранение и умножение материальной основы учхоза – земли, техники, скота – но, в первую очередь, его интеллектуально-духовного потенциала…необходимого всем нам так, как путнику огонек в ночи…