В последнее время коренным образом изменились роль и значение правовых знаний в российском обществе и в сознании людей. Это объясняется тем, что Россия провозглашена правовым государством, и начатая правовая реформа, осуществляемая в рамках обновления законодательства, строится на принципах верховенства закона, приоритета прав личности, осознание новой, гуманистической роли права и всей юридической системы, поиск мирных путей разрешения возникающих проблем и конфликтов.
Однако, по мере обновления законодательства, становится все более явным разрыв между новым демократическим законодательством и низким уровнем правосознания и правовой культуры населения. И это, прежде всего, относится к молодому поколению. Значительная часть учащихся и студентов относится к праву только как к средству решения личных и общественных проблем в экстремальных ситуациях, тогда как правовая культура подразумевает позитивное отношение к праву, как фактору правового регулирования отношений, определенный уровень правовых знаний, умений, навыков, возможность их реализации в практической деятельности, а также формирование правомерного поведения.
Все это ставит проблему формирования правовой культуры в ранг государственной политики и это, прежде всего основные задачи профессионального образования, которые требуют системного исследования сложившихся процессов образования специалистов в учреждениях среднего профессионального образования, а также процессов становления личности специалиста.
Построение правового государства невозможно без одновременного формирования у специалистов соответствующих правовых знаний и правосознания, которые зависят от правового образования. Правовое образование предусматривает систематическую деятельность государства, его органов, общественных объединений, трудовых коллективов и всех образовательных учреждений по формированию и повышению правовой культуры. Успех правового образования студентов будет в значительной степени зависеть от правильного определения целевой установки указанной многогранной деятельности. Преподаватели правовых дисциплин должны представлять конечную цель этой работы. С нашей точки зрения, такой конечной целью является правовая культура личности.
Правовая культура должна включать те качества личности, которые характеризуют содержание этой разновидности культуры: знание, понимание права, привычку к соблюдению требований законности, уважения к правовым предписаниям, убежденность в их справедливости, активную жизненную позицию в правовой сфере, т.е. познавательные, оценочные и поведенческие элементы.
Среднее профессиональное образование реализует ведущую цель подготовку конкурентоспособных специалистов среднего звена, имеющих, с одной стороны, навыки определенного рабочего профиля, а с другой - способность по ускоренной программе получить высшее профессиональное образование и продолжить его. Реализуя идеи поступательного развития образовательных потребностей человека, среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.
Главной задачей КГБ ПОУ «Уссурийский агропромышленный колледж» является профессиональное становление и развитие личности будущего специалиста в соответствии с их ценностным выбором, индивидуальными способностями, социальным заказом общества, потребностями государства в квалифицированных кадрах с высоким уровнем правовой подготовки каждого специалиста к жизнедеятельности в новых демократических условиях и соответственно, в новой системе деловых и межличностных отношений.
План мероприятий по повышению уровня правовой грамотности студентов КГБ ПОУ «Уссурийский агропромышленный колледж» на 2020-2021 учебный год
Цель: создание условий для повышения уровня правовой грамотности обучающихся в КГБ ПОУ «Уссурийский агропромышленный колледж», добиться, чтобы каждый выпускник, независимо от того, какую специальность он приобрел, овладел правовой культурой и высоким уровнем правосознания.
Задачи:
- Выявление уровня правовой грамотности обучающихся.
- Осведомленность студентов о своих правах и обязанностях.
- Организация разнообразных видов трудовой, спортивной и досуговой деятельности,
- способствующие формированию законопослушного поведения.
- Формирование у студентов понятия об ответственности перед законом, перед обществом за свои поступки.
- Формирование социальной активности у обучающихся.
- Формирование позитивного отношения к государству и закону
- Осведомленность студентов о современной политической ситуации в стране и в мире.
- Формирование устойчивых знаний и навыков использования обучающимися права в своей будущей профессиональной деятельности.
№ п/п | Наименование мероприятия | Календарные сроки | Ответственные |
---|---|---|---|
1. | Проведение соцопроса на выявление уровня правовой грамотности студентов нового набора с помощью социологического исследования | Сентябрь | Классные руководители |
2. | Правовое просвещение в рамках учебных занятий по истории, обществознанию и праву (налоговое, административное, уголовное, семейное, гражданское, трудовое право). | В течение учебного года | Преподаватели истории, обществознания, права |
3. | Тематические классные часы по правовой тематике | В течение учебного года | Классные руководители |
4. | Встречи, беседы с участием представителей правоохранительных органов:
|
1 семестр – октябрь, 2 семестр – февраль |
Инспектора по делам несовершеннолетних, классные руководители |
5. | Неделя правовых знаний | 2 семестр | Преподаватели истории, обществознания, права |
6. | Тренинги, направленные на принятие дисциплины «Порядок прежде всего» | Ноябрь | Педагог-психолог |
7. | Конкурс тематических стенных газет «Знай свои права, помни обязанности» | Декабрь | Старосты групп |
8. | Включение студентов в систему общественных отношений на уровне учебного заведения (самоуправление): Участие представителей старостата в работе учебно-воспитательной комиссии колледжа; |
1 раз в два месяца | Зам. директора по ВР |
Участие представителей студсовета в работе совета профилактики колледжа | 1 раз в месяц | ||
9. | Коррекционная работа с обучающимися с отклоняющимся поведением | В течение учебного года | Педагог-психолог, социальный педагог |
10. | Передача перечня ссылок на информационные ресурсы правовой направленности для обучающихся | 1 семестр | Классные руководители |
- Лекции, беседы, встречи с интересными людьми, с представителями правоохранительных органов (инспекторами по делам несовершеннолетних, участковыми).
- Включение студентов в систему общественных отношений на уровне учебного заведения (самоуправление), формирование у них чувства гражданственности, потребности иметь жизненную позицию, умение и желание ее выражать, заниматься общественной деятельностью, заботясь не только о собственном благополучии, но и о благополучии учебного заведения, в котором они обучаются.
План мероприятий, направленных
на развитие правовой грамотности родителей
№ п/п | Наименование мероприятия | Календарные сроки | Ответственные |
---|---|---|---|
1. | В рамках родительских собраний в группах беседы по правовой тематике | 1 раз в семестр | Классные руководители |
2. | Распространение буклетов и брошюр по правовому воспитанию | Декабрь - январь | Классные руководители |
3. | Организация правовой помощи родителям и несовершеннолетним | В течение учебного года | Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители |
4. | Передача перечня ссылок на информационные ресурсы правовой направленности для родителей | 1 семестр | Классные руководители |
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА МЕРОПРИЯТИЙ ПРАВОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Для обучающихся 1-х курсов:
- Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть. Распад СССР и проблема сепаратизма. Межнациональные конфликты.
- Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Голосование, выборы, референдум. Конституция. Правовой статус человека. Нарушение и защита прав и свобод гражданина.
- Нормы семейного права. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Защита детского труда.
- Социальные нормы. Юридическая ответственность. Правосознание и правовая культура.
- Равенство перед законом. Административные правонарушения. Гражданские правонарушения. Разнообразие мер воздействия. Материальная ответственность.
- Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа, воспитательные колонии.
- Право собственности на имущество. Ст. 158, 159, 161, 162, 163, 166 УК РФ (кража, мошенничество, грабеж, разбой, вымогательство, угон).
- Формы совершения преступления: действие и бездействие. Признаки преступления. Умысел и неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Ст.150, 151 УК РФ (вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, в антиобщественное поведение).
- Культура. Этикет. Образ жизни. Привычки и манеры. Обычаи и традиции. Нравы и мораль. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культура. Субкультура. Контркультура. Неформальные молодежные группы, их поведение и ответственность.
- Религия и ее роль в обществе. Традиции и радикализм. Религиозный терроризм. 10 класс
Для обучающихся 2-х курсов:
- Религии и конфессии России. Традиционные и нетрадиционные верования.
- Социальный контроль, нормы социального контроля, санкции социального контроля, самоконтроль.
- Коррупция как угроза национальной безопасности.
- Социальный прогресс, регресс, реформа, эволюция, революция. Революции 21 века.
- Глобализация, терроризм, глобальное общество. Антиглобализм.
- Народность, этноцентризм, ксенофобия, шовинизм, расовая дискриминация, культурный плюрализм. Национальная политика России.
- Семья и брак. Добрачное поведение. Проблема неполных семей. 11 класс
Для обучающихся 3-4-х курсов:
- Правонарушения и преступления. Правомерное и неправомерное поведение. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения, виды административного правонарушения и административные взыскания.
- Гражданские правоотношения.
- Трудовые правоотношения.
- Жилищные правоотношения.
- Семейные правоотношения. Семья и брак.
- Имущественные правоотношения.
- Права потребителя.
- Порядок призыва на военную службу, условия отсрочек, правовое регулирование воинской Службы.
- Социальная стратификация и социальные отношения.
- Демографическая политика России.
- Конфликт и основные способы его разрешения.
- Социальное и протестное движения, их характеристика и масштабность.
- Отклоняющееся (девиантное), делинквентное поведение.
- Мораль и нравственность. Нравственные категории и добродетели. Милосердие. Долг.
- Справедливость и равенство. Духовная жизнь человека и общества.
Электронные ресурсы:
- Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]: сайт. — Режим доступа: https://минобрнауки.рф/
- Некоммерческая интернет версия системы «Консультант-плюс» [Электронный ресурс]: сайт. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/#utm_cmedium=menu
- Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]: сайт. — Режим доступа: http://pravo.gov.ru/
- Официальный сайт уполномоченного по правам ребенка в Ярославской области [Электронный ресурс]: сайт. — Режим доступа: http://www.yarregion.ru/depts/uppr/default.aspx
- Официальный сайт уполномоченного по правам человека в Ярославской области [Электронный ресурс]: сайт. — Режим доступа: http://up76.ru/
- Президент России [Электронный ресурс]: сайт. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru
- Российская газета [Электронный ресурс]: сайт. — Режим доступа: https://rg.ru/2008/01/24/tekst.html
- Юридическая Россия — Федеральный правовой портал [Электронный ресурс]: сайт. — Режим доступа: http://www.law.edu.ru/
- Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. 28.04.2011 № Пр-1168 [Электронный ресурс]: сайт. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113761/
- Право знать право: методические рекомендации по организации правового просвещения участников образовательного процесса / авторысост. Э. И. Атагимова, Е. В. Горбачева. — М. : ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2016. [Электронный ресурс]: сайт. — Режим доступа: http://minjust.ru/sites/default/files/metod_rekomendacii.pdf
- Методические рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей, разработанные Департаментом государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России в соответствии с планом мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: сайт. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/555601354
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р) [Электронный ресурс]: сайт. — Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html