Защита дипломной работы – решающий шаг к завершению обучения в колледже и получению профессии. Это очень ответственный момент. Такие моменты в жизни всегда сопряжены с волнением, переживанием и стрессом. И чем ближе день защиты дипломной работы, тем сложнее становится держать себя в руках.

Предлагаю ряд рекомендаций, которые помогут вам в этот ответственный период

В первую очередь стоит понять: испытывать стресс — нормально. Стресс - эволюционно возникшая реакция человеческого организма на изменения внешней среды. Это один из механизмов выживания. В свете этого нашей задачей является не избавление от стресса, а умение им управлять. Важно понимать, что проявления стресса индивидуальны. Поэтому и справляется с ним каждый по-своему. Нет волшебного лекарства от академического стресса, но есть способы, которые помогают легче его пережить.

Вы уже имеете жизненный опыт переживания различных стрессов. А значит, у вас есть наработанные способы управления им. Проведите их ревизию. Что из этого может вам помочь? Вспомните моменты, когда вам удавалось справиться с переживаниями в стрессовой ситуации. Какие чувства вы при этом испытывали? Переживите их вновь здесь и сейчас. Это предаст вам уверенности. Используйте успехи прошлого, чтобы поддержать себя в настоящем.

Знание еще одной важной закономерности психики, которая обуславливает нам успех или неуспех в деятельности, поможет справиться со стрессом. И эта закономерность – установка. Под установкой в психологии понимают неосознаваемую готовность человека думать, чувствовать, действовать определенным образом. Поэтому, не надо программировать себя мыслями вроде: «Какой будет ужас, если я не сдам», «Родители будут очень разочарованы», «Я так плохо готов, что точно не выйдет». Вместо этих фраз начинайте ставить себе установки на успех. Нужно чаще говорить самому себе: «Я прикладываю максимум усилий для достижения результата (укажите какого конкретно), всё обязательно получится!». И помните: необходимо хвалить себя даже за небольшие успехи на пути к достижению цели.

Установка также проявляется в том, как вы в целом воспринимаете ситуацию защиты дипломной работы. Если эта ситуация в вашем сознании читается как ужас, кошмар, катастрофа, пытка, то какой результат вы получите? Ведь в таком случае ваша психика работает на то, что бы защитить самого себя, а не дипломную работу))). Поэтому, важно воспринимать эту ситуацию конструктивно, в позитивном ключе. Например, как повод для саморазвития: развития своих учебных навыков, волевых качеств, навыков самопрезентации, саморегуляции, коммуникативных навыков. Делайте акцент на том, что вы получите, а не потеряете в этой ситуации.

Также важным регулятором состояния и поведения человека являются эмоции. И сейчас они переполняют вас. Не сдерживайте эмоции, учитесь их выражать! Людям свойственно переживать, так что не стоит замыкаться и думать, что никто вас не поймет. Обязательно поймут и поддержат. Не стесняйтесь показаться эмоциональными, расскажи близким людям, почему волнуетесь, что именно пугает вас в ситуации защиты дипломной работы. Проговаривание своих эмоций ведет к их осознанию и принятию, а значит увеличению контроля над ними.

Чтобы не создавать у себя завихрение отрицательных эмоций, не слушайте страшных студенческих историй о том, что "три года назад на защите "засыпали" двух краснодипломников". Не слушайте паникеров, не обсуждайте излишне свои страхи, не подпитывайтесь ненужным волнением. Лучше озвучивайте и обсуждайте позитивные ожидания от защиты дипломной работы, делайте акцент на сильных сторонах написанной работы и вашего доклада. Формируйте позитивный образ ситуации и себя в ней.

Уверенности на защите дипломной работы вам прибавит подготовка к этому моменту. Как минимум за неделю до защиты начните несколько раз в день визуализировать свое успешное выступление. Проигрывайте в уме все до малейших деталей – вашу позу, жесты, уверенный тон, доброжелательные взгляды комиссии. Чем подробнее будут ваши представления о защите, тем меньше паники будет в тот самый ответственный день. Самый главный момент – в процессе "виртуального выступления" физически ощущайте, как вы успокаиваетесь с каждой минутой, с каждым словом публичной речи. Зачитывая вслух содержание выступления, исправьте все фразы и предложения, которые могут вызвать затруднения, сбить темп или привести к оговорке. Лучше сразу их убрать, чем потом постоянно держать в уме напоминание о том, что «вот здесь надо не забыть, правильно сказать…». Важный момент: обращайте внимание не только на содержание выступления, но и интонацию, она должна быть спокойной и уверенной, содержать все необходимые паузы.

В день защиты дипломной работы постарайтесь удержаться от судорожного повторения содержания своего выступления. Уделите время утренним ритуалам и спокойному завтраку. Для восстановления ресурсного состояния и совладания со стрессом (накануне или утром в день защиты) можете проделать упражнение «Безопасное место». Для его выполнения вам понадобятся лист бумаги, цветные карандаши или краски. Выберите спокойное место и погрузитесь в упражнение.

Инструкция по выполнению упражнения:

  1. Вспомните разные места, реальные и воображаемые, находясь в которых вы могли бы чувствовать себя комфортно и безопасно. Если вы не можете вспомнить ни одно из таких мест, не беспокойтесь. Постарайтесь представить его в своем воображении сейчас, придумайте его. Это должно быть такое место, куда вас тянет словно магнитом)
  2. Выберите одно из таких мест и представьте его себе как можно ярче. Оно может быть как реальным, так и воображаемым, а также сочетать в себе признаки того и другого. Вы можете наполнить это место любыми деталями, которые захотите, чтобы сделать его как можно более привлекательным для себя.
  3. Постарайтесь живо представить себе те предметы и сенсорные характеристики, которые имеют особо важное значение для создания ощущения безопасности и комфорта. Это могут быть цвета, музыка, телесные ощущения, запахи, звуки, личные предметы и т.д.
  4. Нарисуйте безопасное место, которые вы представили. Можно это делать по-разному, например, изображать вид этого места сверху, сбоку, в виде схемы или более детализированного реалистического рисунка и т.д.
  5. Можете обратить дополнительное внимание на те детали, которые позволяют вам чувствовать себя в безопасности и контролировать ситуацию, например: закрыта ли входная дверь, какой вид открывается за окном, что и кто вас окружает и т.д.
  6. Представьте, будто вы перенеслись в изображенное место, и попытайтесь увидеть то, что находится слева и справа, спереди и сзади от вас, над вами и под вами. При этом вы можете при желании создать несколько дополнительных зарисовок.
  7. Прочувствуйте это место. Ощутите то, как оно вас поддерживает. Почувствуйте, как испаряются тревога, страх, напряжение. Подышите полной грудью. Наполнитесь энергией, чувством комфорта и безопасности. Насладитесь этим состоянием. Запомните это состояние.

Если вы представляли безопасное место, то, поблагодарив его, открывайте глаза и возвращайтесь в реальность. Не торопите себя. Проживите это особое состояние легкости. Зарядившись энергией, возвращаемся к реальной жизни.

В случае необходимости вы всегда можете вернуться в это место (в мыслях или через его изображение) и почувствовать себя спокойно, безопасно и счастливо.

Примечание: вы можете упражняться, с закрытыми глазами представляя в деталях изображенное место и впитывая чувство спокойствия, которое вы в нем испытываете. Если вы нарисовали рисунок, можете повесить его на стенку или даже поместить его в рамку и поставить на стол, для того, чтобы иметь возможность созерцать его, когда захотите.

Перед началом выступления восстановите дыхание: сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов (вашему мозгу нужно насытиться кислородом), интенсивно потрите ладошки или помассируйте их для поднятия общей энергетики. Выступая, концентрируйте внимание не на своих переживаниях, а на содержании речи. И не бойтесь членов комиссии. Они, как и вы, заинтересованы в том, чтобы у вас все получилось.

Итак, стресс естественен и возникает для того, чтобы мы могли приспособиться к ситуации. Важно не допустить его максимального развития.
Основная цель – добиться того, чтобы не ситуация управляла вами,
а вы управляли ситуацией.

Удачи вам на защите дипломной работы! Верьте в себя!

 

Педагог – психолог колледжа
Базалей Ирина Сергеевна