14 февраля 2025 года на базе КГА ПОУ «Уссурийский агропромышленный колледж» (УАПК) состоялось заседание краевого методического объединения (КМО) преподавателей истории и обществознания по теме: «Особенности организации учебных занятий по истории и обществознанию с учетом профессиональной направленности среднего профессионального образования». Мероприятие собрало педагогов из разных уголков Приморского края, заинтересованных в совершенствовании методики преподавания и адаптации учебного материала к потребностям современного рынка труда.
Работа КМО началась с торжественного открытия, в котором приняла участие заведующий методическим отделом КГА ПОУ «УАПК» Рубанович Оксана Викторовна. Оксана Викторовна, подчеркнула важность профессиональной ориентации в обучении и обозначила ключевые цели и задачи мероприятия.
Центральным событием первой половины дня стала стратегическая сессия в формате воркшопа: «Профессиональная направленность урока: от идеи до воплощения». В качестве экспертов в ней приняли участие ведущие специалисты Департамента социально-гуманитарного образования и образовательной политики ДВФУ: кандидат педагогических наук, доцент Пчела Инна Владимировна; кандидаты исторических наук, доценты Лихарева Оксана Анатольевна, Пазенко Евгений Александрович, Рыбель Дмитрий Александрович; и кандидат исторических наук, доцент Приморского ГАТУ Костенко Александр Викторович. В рамках сессии преподаватели обсудили актуальные вопросы интеграции профессионального контекста на уроках истории и обществознания, поделились опытом и разработали практические рекомендации. Модераторы сессии представили инновационные подходы к организации учебного процесса, способствующие формированию у студентов не только исторических знаний, но и профессиональных компетенций.
После кофе-тайма работа КМО продолжилась на двух дискуссионных площадках, посвященных различным аспектам профессиональной направленности обучения:
1 секция: Профессиональный контекст в преподавании истории и обществознания, модератор выступила Березинская Татьяна Геннадьевна.
Преподаватели представили свои доклады, демонстрирующие успешный опыт применения профессионально-ориентированных подходов в различных учебных заведениях СПО:
- Березинская Татьяна Геннадьевна (КГА ПОУ «Уссурийский агропромышленный колледж»): поделилась опытом применения профессионального компонента на занятиях истории у студентов, обучающихся по специальностям «Ветеринария» и «Технология продуктов питания из растительного сырья».
- Овчинникова Лилия Викторовна (КГА ПОУ «Автомобильно-технический колледж»): рассказала о профессиональной направленности учебно-воспитательного процесса на уроках истории.
- Протас Роза Валерьевна (КГА ПОУ «Спасский индустриально-экономический колледж»): представила метод «Дерево решений» как инструмент активизации профессиональной направленности первокурсников в системе СПО.
- Богаченко Татьяна Геннадьевна (ГАПОУ «Приморский краевой колледж культуры»): раскрыла особенности организации учебных занятий по обществознанию с учетом профессиональной направленности СПО, опираясь на свой методический опыт.
- Шаманина Татьяна Леонидовна (КГА ПОУ «Региональный технический колледж»): поделилась опытом формирования социальной и профессиональной направленности студентов на уроках истории на основе применения ИК-технологий обучения и проектной деятельности.
- Коломыцина Юлия Владимировна (КГБ ПОУ «Приморский индустриальный колледж»): представила доклад о профессионально-ориентированном обучении истории и обществознанию в системе среднего профессионального образования.
- Аграфенина Наталья Федоровна (Филиал КГА ПОУ «Уссурийский агропромышленный колледж» в Октябрьском районе): поделилась особенностями организации учебных занятий по истории и обществознанию с учетом профессиональной направленности СПО.
2 секция: История и обществознание: формирование личности и мировоззрения, модератор: Григорьева Юлия Викторовна.
На этой площадке основное внимание было уделено вопросам воспитания гражданственности, развития критического мышления и формирования социальной ответственности у студентов:
- Григорьева Юлия Викторовна (КГА ПОУ «Уссурийский агропромышленный колледж»): представила инновационный урок истории через кулинарное мастерство под названием «Хлеб наш насущный... «Фронтовой»».
- Пацула Лариса Петровна (Филиал КГА ПОУ «Энергетический колледж»): рассказала об обществознании как ключевом инструменте для формирования гражданской позиции, критического мышления и социальной ответственности личности.
- Бойченко Алла Николаевна (Филиал КГА ПОУ «Энергетический колледж»): раскрыла тему интеграции предметов общеобразовательного цикла на уроках истории как эффективного средства формирования целостного восприятия мира у студентов, показав, как междисциплинарные связи помогают глубже понимать исторические процессы и их взаимосвязь с другими областями знаний.
- Ващенко Ольга Борисовна (КГА ПОУ «Автомобильно-технический колледж»): поделилась обобщенным опытом формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся во внеурочное время, подчеркнув важность внеурочной деятельности в воспитании гармоничной и ответственной личности.
- Зимерова Наталья Викторовна (КГА ПОУ «Дальневосточный гуманитарно-технический колледж имени Героя Советского Союза Д.М. Карбышева»): представила свой взгляд на профессиональную направленность уроков истории и обществознания, показав, как связь с будущей профессией мотивирует студентов к изучению этих дисциплин и способствует формированию профессионально-ориентированного мировоззрения.
- Коргун Вера Николаевна (КГБ ПОУ «Приморский индустриальный колледж»): раскрыла тему профессионально-ориентированного обучения истории и обществознанию в системе среднего профессионального образования, предоставив конкретные методические рекомендации по адаптации содержания учебных занятий к потребностям различных специальностей.
- Масалова Юлия Александровна (КГА ПОУ «Дальневосточный судостроительный колледж»): представила доклад об учете профессиональной направленности общеобразовательной дисциплины «История» на примере специальностей и профессий укрупненной группы 26.00.00 "Техника и технологии кораблестроения и морского транспорта", показав, как знание истории кораблестроения и морского транспорта может способствовать повышению профессиональной компетентности будущих специалистов.
В ходе дискуссий преподаватели обменялись опытом, обсудили проблемы и перспективы профессионально-ориентированного обучения истории и обществознанию. Были выработаны практические рекомендации по применению инновационных методик и технологий в учебном процессе.
Программа краевого методического объединения была насыщенной и продуктивной. Мероприятие, безусловно, внесло значительный вклад в совершенствование системы среднего профессионального образования в Приморском крае.
Григорьева Ю.В.,преподаватель
истории и обществознания в КГА ПОУ «УАПК»
Как учить современных студентов истории: в Уссурийске собрались педагоги-историки (UssurMedia)